ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА
Документы
Федеральный уровень
Приказ Министерства труда и социальной
защиты РФ от 18 октября 2013 года № 544н «Об утверждении
профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в
сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего
образования) (воспитатель, учитель)»
Приказ Министерства труда и социальной
защиты Российской Федерации № 514н от «24» июля 2015 г. «Об утверждении
профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере
образования)»
Приказ
Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «8»
сентября 2015г. № 613н Профессиональный стандарт педагога
дополнительного образования «Педагог дополнительного образования детей и
взрослых».
Перечень нормативно-правовых и
информационных документов, связанных с применением профессионального
стандарта педагога (по материалам сайта ПРОФСТАНДА)
Федеральный Закон Российской Федерации «Об аккредитации в национальной
системе аккредитации» Список изменяющих документов (в ред. Федерального
закона от 23.06.2014 N 160-ФЗ) (принят Государственной Думой 23 декабря
2013 года, одобрен Советом Федерации 25 декабря 2013 года)
Федеральный Закон «о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской
Федерации и статьи 11 и 73 Федерального Закона «Об образовании
Российской Федерации»
Распоряжение Министерства образования и науки Российской федерации от
11.04.2016года № ВК-47 / 096 «Об утверждении плана –графика апробации и
внедрения профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых» на 2016-2017годы»
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
27.05.2015г. № 536 «Об организации в Министерстве образования и науки
Российской Федерации работы по разработке и применению профессиональных
стандартов в сфере образования науки на 2015-2018
Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических
работников общеобразовательных организаций (утверждена Правительством
Российской Федерации 28.05.2014 г. № З241п-П8)
Региональный уровень
План-график (дорожная карта) по внедрению профессионального стандарта
«Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» на 2016-2017 г.г. в
образовательных организациях Белгородской области»
Уровень Учреждения
Приказ МБОУ
"Никитовская средняя общеобразовательная школа" от 20 января 2017 года
№21/ОД "О подготовке Учреждения к внедрению профессионального стандарта
"Педагог""
Оценочные листы для проведения самоанализа и самооценки профессиональной
деятельности учителя основного и среднего общего образования на основе
профессионального стандарта «Педагог»
Оценочные листы для проведения самоанализа и самооценки профессиональной
деятельности учителя математики основного и среднего общего образования
на основе профессионального стандарта «Педагог»
Оценочные
листы для проведения самоанализа и самооценки профессиональной
деятельности учителя начального общего образования на основе
профессионального стандарта «Педагог»
Оценочные листы для проведения самоанализа и самооценки профессиональной
деятельности учителя русского языка основного и среднего общего
образования на основе профессионального стандарта «Педагог»
Информационно-методические материалы
Рекомендации для органов государственной власти субъектов Российской
Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в
сфере образования, по распространению результатов внедрения
профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в
сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего
образования) (воспитатель, учитель)» (Материалы для обсуждения)
Методические материалы по результатам поэтапного внедрения стандарта
профессиональной деятельности педагога (педагогическая деятельность в
сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего
образования) (воспитатель, учитель) (Материалы для обсуждения)
Аналитические материалы по результатам поэтапного внедрения стандарта
профессиональной деятельности педагога (педагогическая деятельность в
сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего
образования) (воспитатель, учитель) (Материалы для обсуждения)
Рекомендации участников Всероссийского съезда по обсуждению итогов
апробации и поэтапного внедрения стандарта профессиональной деятельности
педагога (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального
общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель,
учитель) по применению и распространению профессионального стандарта в
регионах РФ (10 – 13 ноября 2015 г.)
Дайджест основных результатов внедрения стандарта профессиональной
деятельности педагога (педагогическая деятельность в сфере дошкольного,
начального общего, основного общего, среднего общего образования)
(воспитатель, учитель) в 2014–2015 годах на базе стажировочных площадок
Чем отличается профессиональный стандарт от квалификации
и квалификационной характеристики?
Статья 195.1. Трудового кодекса Российской Федерации содержит следующие
трактовки:
КВАЛИФИКАЦИЯ РАБОТНИКА –
уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы
работника;
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ –
характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления
определенного вида профессиональной деятельности.
Если КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА каждой должности имеет только три
раздела: «Должностные обязанности», «Должен знать» и «Требования к
квалификации» (в разделе «Должностные обязанности» содержится перечень
основных трудовых функций, которые могут быть полностью или частично
поручены работнику, занимающему данную должность, с учетом
технологической однородности и взаимосвязанности работ, позволяющих
обеспечить оптимальную специализацию по должностям служащих; в разделе
«Должен знать» содержатся основные требования, предъявляемые к работнику
в отношении специальных знаний, а также знаний законодательных и иных
нормативных правовых актов, положений, инструкций и других документов,
методов и средств, которые работник должен применять при выполнении
должностных обязанностей; в разделе «Требования к квалификации»
определены необходимые для выполнения должностных обязанностей уровень
профессиональной подготовки работника, удостоверяемый документами об
образовании, а также требования к стажу работы), то ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ
СТАНДАРТ – это документ, включающий в себя:
-
общие сведения:
наименование вида профессиональной деятельности, её основная цель,
перечень занятий по общероссийскому классификатору занятий (ОКЗ),
перечень видов экономической деятельности;
-
описание трудовых функций, входящих в
профессиональный стандарт (функциональная карта вида
профессиональной деятельности);
-
характеристика обобщенных трудовых функций;
-
сведения об организациях – разработчиках
профессионального стандарта.
В профессиональном стандарте указываются наименование профессиональной
деятельности, её основная цель, наименования возможных должностей
(профессий), требования к профессиональному образованию и обучению,
требования к опыту практической работы, особые условия допуска к работе,
подробно описываются обобщенные и частные трудовые функции, каждая из
которых характеризуется соответствующими трудовыми действиями,
необходимыми знаниями и умениями.
Сравнив утвержденный в 2015 году профессиональный стандарт
педагога-психолога и квалификационную характеристику педагога-психолога
в редакции 2010 года, можно убедиться в том, что профессиональный
стандарт гораздо более подробно и полно описывает труд
педагога-психолога через возможные профессиональные функции и трудовые
действия. В профессиональном стандарте конкретно и достаточно
определенно раскрываются необходимые знания и умения по каждому из
указанных трудовых действий педагога-психолога.
Дополнительно
На официальном сайте Министерства труда и социальной
защиты Российской Федерации в
разделе, посвященном профессиональным стандартам, даются разъяснения по
их применению.
В частности отмечается, что «обязанности работников изменяться
автоматически в связи с принятием профессионального стандарта не могут.
Объективной основой изменения обязанностей, связанных с выполнением
какой-либо работы (услуги), является изменение организационных или
технологических условий труда (изменения в технике и технологии
производства, структурная реорганизация производства, другие причины), и
даже в этих случаях согласно статье 74 ТК РФ изменение трудовой функции
работника по инициативе работодателя не допускается. Оно может
осуществляться в соответствии со статьями 72, 72.1 ТК РФ на основе
соглашения между работником и работодателем об изменении определенных
сторонами условий трудового договора». Кроме того, «по вопросам
соответствия работников требованиям к образованию и стажу, содержащимся
в профессиональных стандартах, обращаем внимание, что данные требования
являются обязательными в случаях, когда с выполнением соответствующей
работы связано наличие льгот, гарантий и ограничений, либо если
соответствующие требования уже установлены ТК РФ, другими федеральными
законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Вступление в силу профессиональных стандартов не является основанием для
увольнения работников. Допуск работника к выполнению трудовой функции
является полномочием работодателя. Работодатель также вправе проводить
аттестацию работников. Так, при применении квалификационных справочников
и профессиональных стандартов лица, не имеющие специальной подготовки
или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации»,
но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно
и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по
рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие
должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж
работы»
Наш адрес:
309905
Белгородская область, Красногвардейский район, с.Никитовка, ул.Калинина,
дом №25
Телефон: 7-77-59,
Fax: 8 (47 247) 7-77-59,
E-mail:
nikitovka@yandex.ru
|
|