История возникновения и развития села Никитовка

История возникновения и развития села Никитовка

 

        В  последние  годы  ушедшего  от  нас  столетия  произошли  реальные  изменения  в  нашем  Отечестве.  Критически  пересматривается  его прошлое. Но  у  нас  не  будет  другого  Отечества  и  другой  истории.  Историю  судить  нельзя, её  надо  изучать, знать, чтобы  на  опыте  наших  предков  обретать  мудрость, не повторяя  их  ошибок.
        У  А. С. Пушкина  есть  такие  слова: «Клянусь  честью, ни  за  что  на  свете  я не  хотел  бы  переменить  Отечество  или  иметь  другую  историю, кроме  истории  наших  предков».
Отечество  единственное, уникальная  для  каждого  человека  Родина, данная  ему  судьбой, завещанная  ему  предками.  Ведь не  случайно  в  трудные  минуты  своей жизни  люди  вспоминают  свою  малую  родину  как  часть  большого Отечества.  Первые  и самые  прочные  представления о добре и зле, о  красоте  и  уродстве  мы  выносим  из  неё  и всю  жизнь затем соотносим  с  этими  изначальными  понятиями  и  образами.  Чувство  Родины – важнейшее  чувство  для  каждого  человека  и  ведь  не  зря  говорят, что  любовь  к  родной  стороне, частице  Руси, её  разноликой  истории, её  великому  народу-воину, народу-труженику  определяет  любовь  к  Отечеству в  целом.
        Пожалуй, не найти  такого  человека, который  бы не  интересовался  историей  своего  края.  Изучая  факты, события  своей малой  родины, каждый из  нас  вносит  весомый  вклад  в  большую историю  Отечества.
История возникновения  и  развития  села  Никитовка  в  одном  из  уездов  Воронежской  губернии неразрывно  связана  с  историческим  краеведением.  Эта  причастность  даёт возможность  ощутить  себя  ближе  к  истории  прошлого  родного  края, раскрыть  неизученные  её  страницы.  Ведь  знание  истории  своей  Родины, изучение  и  исследование  её  делает  как  ребёнка, так  и  взрослого  человека  образованным.  И, что  важно, эта  могучая  сила  памяти  и  знания  истории  родного  края  доказывают  каждому  из  нас, что  этот  уголок  необъятной России, нашей  земли, самый  благосклонный, желанный  и  незабвенный.
До  этого  момента  история  села  Никитовка  всесторонне  и  комплексно  не  рассматривалась  ни  кем.  Поэтому  изучение  краеведческого  материала  по  данной  теме  потребовало  основательных  исследований  для  накопления  историко-краеведческого  материала.  Изучение  данной  проблемы  многостороннее.  Оно  диктуется  общественной  и  личной  потребностью  изыскать  и обнародовать  корни  истории  прошлого. 
  
   История  возникновения  и  развития  села  Никитовка  с  первой  четверти  XVIII  века.
 

                                             Появление  слободы  Никитовка.
Процесс  заселения  и  основания  края  происходил  на  протяжении  всего  XIII века.  На  карте уезда продолжали появляться  новые  населённые  пункты.
Село  Никитовка  возникло  как  поселение  к  середине  XIII  века.  Существует  несколько  точек  зрения  по  поводу  времени  происхождения села  Никитовка среди  историков  краеведов.  С  точки  зрения  краеведа  А. Бережного  село  Никитовка  встречается  по  документам  с  1749  года.  Оно, якобы, возникло  около  1745-1746  гг.  на  «дикопоросшей  земле»; по  реке  Палатовка.  Земля  была  представлена  в  бессрочное  пользование  князю  Никите  Юрьевичу  Трубецкому  «под  оброк»  Белгородской  губернской  канцелярии  в  октябре  1744  года.  (Другая  точка  зрения  принадлежит известным      краеведам  Г. Денисенко  и  В  Бахмуту  и  состоит  в  том, что  слобода  Никитовка  была  основана  около  1730  года, т. е. значительно  раньше  выходцев  из  украинских  казацких  полков, завербованных  агентами  видного  русского военного  деятеля  своего  времени  князя  Н. Ю. Трубецкого  для  заселения  отмежёванного  ему  имения  по  бассейну  реки  Палатовка  и  прилегающим к  нему  землям.  Две точки  зрения  о происхождении  сходятся  в  одном: слобода  Никитовка  так  была  названа  по  имени  «Светлейшего  князя  Н. Ю. Трубецкого».
Князь  Н. Ю. Трубецкой  (1700-1767 гг.) был  видным  русским  государственным  деятелем.  Свою  службу  он  начал  в  Преображенском  полку  и принимал  участие почти  во  всех  войнах  до 1740  года.  В 1738  году  Н. Ю. Трубецкой  был  назначен  президентом  военной  коллегии, а  с  1740  года  - генерал-прокурор  Сената.  В 1756  году  получил  звание  генерала-фельдмаршала. В  1763  году  Н. Ю. Трубецкой  вышел  в  отставку. 1 
В  40-е  годы  18  века  часть  огромной  территории  плодородной  земли  на  юге  Воронежской  губернии, площадью  60  тыс.  десятин  попала  в  руки  титулованного  помещика  Н. Ю. Трубецкого  и  стала  его  владением.  Это  был  период, когда  после  смерти  царя  Петра  I , пользуясь  слабостью  его  приемников, лица  стоявшие  во  главе  управления  государством, всеми  способами  наживались, давая  примеры  хищений  и  насилия  всему  административному  аппарату  империи.   Императрица  Екатерина  II  за  время  своего  правления (1762-1796 гг.)  раздала  помещикам  850  тыс.  крепостных  душ2  и  до  десяти  миллионов  десятин  земли.  Кроме  пожалований, помещики  увеличивали  свои  владения  и  насильственным  захватом  земель  у однодворцев казаков, черкас, а  также  путём  покупок, сопровождавшихся  обманом  и  вымогательством.   Так, в  1730  году  князья  Трубецкие  захватили  около  60  тысяч  десятин  земли  вокруг  слободы  Никитовки.1
1 См.:  Большая  Советская  энциклопедия  т. 47.  с. 102.
2 См.:  Троицкий  С. М. «Комментарии к истории России с древнейших  времён».   Соловьёва.  т. 27.  кн.    
                                                           
 Данное  подтверждение  свидетельствует  о  постоянном  росте  помещичьего  землевладения  в  России  в  XIII  веке  и  усилении  процесса  закрепощения  и  эксплуатации  крестьянского  населения.
Во  владении  князей  Трубецких  поселенцы  сразу  основали  здесь  несколько  селений, в  том числе  и  хуторов.  Впоследствии  некоторые  из  них стали  слободами.  Так  появилась  и  слобода  Никитовка.
Среди  первых  поселенцев  слободы  было  некоторое  количество  крепостных  крестьян, но  главную  массу  составляли  так  называемые  «подданные черкасы»  -  крестьяне  украинской  национальности, которые  были  сюда  «накликаны»  и  бежали  из  Поднепровья.  Черкасы добровольно  селились  в  те  времена  на  владельческих  землях  и платили  землевладельцам  арендную  плату (дань)  натурой  или  трудом.  От  крепостных  они  отличались  тем, что  имели  личную  свободу  и  могли  уходить  от  хозяев  по своему  усмотрению. Все  черкасы  приходившие  на  земли  владельца  Н. Ю. Трубецкого  и  занимавшиеся промыслами люди, а  так же  беглые  крестьяне, стали называться  казаками.  Ещё  к  началу  XII  века, жившее  на  этих  землях  население, образовали  поселения в  виде  сёл, деревень, хуторов.  Князь  Н. Ю.Трубецкой основал  здесь  слободы.
 
 
Рост  помещичьего  землевладения.  Развитие  производительных  сил  в  эпоху  становления  капитализма.
 
Центром  огромного  имения  стала  Никитовка.  Используя  свой  административный  и  военный  опыт, связи, князь  с  помощью  опытных  служащих  быстро  наладил  обширное  крепостническое  хозяйство.  В  слободе, выстроенной  на  издавна  проложенной  дороге  к  бассейну  рек  Тихая  Сосна  и  Дон, были  возведены  хозяйственные  здания, на  речке  Палатовка  построены  водяные  мельницы, винокуренный  завод, обширные  конюшни  для  конного  завода, а  в  хуторах – помещения  для  овечьих  отар.  Население  в  качестве  крепостных  крестьян  было  частью  обложено  оброком, частью  переведено  на  барщину, т. е. постепенно закрепощено  князьями, согласно  указу  царя  Фёдора  Алексеевича  от  1678  года, который  гласил  о  праве  закрепления населения  за  помещиками  и  обложения  жителей  местности  разного  рода  налогами.  После нескольких  лет  первоначального  обзаведения  хозяйством  в  имении  установились крепостнические  порядки  феодальной эксплуатации.
Что  касается  черкас, то  с  окончанием  льготных  сроков  с  них  стали  требовать  налоги  и  несение  других  повинностей так же, как  и с  крепостного  населения.
 1.     См.:  Г. Ф. Денисенко.  Ст.  в  книге  «Прошлое  Курской  области», 1940 г.,  с.  117.
 По  данным  исследования  краеведов  Г. Денисенко  и  В. Бахмута  было  обнаружено  уже  в  20  веке  около  двух  десятков  случайно  сохранившихся в  переплётах  старинных  книг, документов  из  Никитовского  имения  князей Трубецких, говорящих  о  разносторонней  канцелярской  переписки  имения. Среди  этой  переписки  попались  в  рукописи  писателя  18  века  А. П. Сумарокова.  Очевидно, служащие имения интересовались вопросами  литературы.1
По  утверждению Г. Денисенко, В. Бахмута, из  документов  имения  Трубецких  следует, что  в  хозяйствах  владельцев  братьев  Трубецких  была  строгая  отчётность  и  трудовое  население  подвергалось  суровой  эксплуатации.  В  помещичьем  хозяйстве  были  распространены  две  формы  феодальной  эксплуатации: отработочная  система  (кабальная  система  найма  помещиком  крестьян  со  своими  рабочими  скотом  и  инвентарём), выражающаяся  в  виде  барщины  (практически  даровой  труд, принудительного  характера  на  помещичьей  земле)  и  денежная  рента.2
Согласно  имеющимся  документам об административно-территориальном делении, слобода  Никитовка, вместе  с  прилегающими к  ней  сёлами, хутора-ми  относилась  в  начале  к  Усердскому  уезду, который, как  говорилось  ранее, просуществовал  до  29  октября  1779  года.
В  1765  году   к  слободе  Никитовка  относилось  9  хуторов, 280  дворов, количество  мужского  населения  составило  960  душ. 
Помещичье  хозяйство  держалось  на  труде  крепостных  крестьян.  Но  несмотря  на  увеличение  повинности (барщины  и  оброка), жёсткое  обращение  с  крепостными, в слободе  Никитовка  на  протяжении  60-70-хх. гг. 18  в., как  во  многих  помещичьих  имениях  края, происходил  заметный  процесс  развития  производственных  сил.  В  земледелии  преобладала  3-х польная  система.  Хозяйство  велось  примитивно  обрабатывалась  земля  деревянным  плугом, главным  рабочим  скотом  были  волы.
Убирали  хлеб  косами  и  серпами, молотили  цепами.  Помимо  выращивания  зерновых  культур: пшеницы, ячменя, ржи, овса, никитовцы  выращивали  и  технические  культуры: свеклу, гречиху, просо, ганус, лён, табак, тунис, тмин, который  даже  отправляли  на  экспорт.
Кроме  хлебопашества, в  слободе  Никитовка было  развито  огородничество.  Крестьяне  разводили  и  выращивали  чеснок, лук, перец, а  также  табак.
Удостоверение, дававшееся  чумакам, свидетельствует, что  жители  Никитовки  ради заработка, на  продажу  возили  грузы  на далёкие расстояния.
Например, на  деревянных  повозках  возили  на  продажу  чеснок, лук, перец и  табак  в  город  Валуйки, а  продукцию  садоводства  яблоки, груши – в  Вейделевку.
Известно  по  преданию, что  по  берегам  реки  Палатовка, протекающей  через  слободу, росли  лозы.  Данную  лозу, обладающую  высоким  качеством, поставляли  на  экспорт  в  столицу  г. Москву.  Сами  же  никитовцы  изготов ляли  из  лозы  корзины,
1  См.:  Г. Д. Денисенко,  В. Бахмут ,  ст.  «Из  прошлого  Никитовки», // «Звезда» //, 1963 г.
2        См.:  Там же.

  кошёлки, огораживали  дворы  плетнями, использовали  лозу  в  строительстве  изб.  Кроме  земледелия, жители  Никитовки  занимались  животноводством.  Разводили коров, овец, коз, свиней  и  другую  домашнюю  живность.  Доказательством  того,  что  в  18 в.  в  слободе  Никитовка  развивались  производительные  силы  являлось  то, что  в  самой  слободе  происходило  развитие  ремесла, торговли, промыслов. Процветало  мелкотоварное  производство.  Сильнее всего  было развито  кожевенное  и  гончарное  производство ( в  селе  и  сейчас  сохранилось  давнее  название  одной  из  улиц  Гончаровка, ныне  улица  Чапаева, где  проживали  мастера  гончарного  дела), распространены  сапожный, тулупный, картузный  промыслы.  Появились  и  такие  сельские  промыслы  как  мукомольный, холстяной, салотопенный.  Крестьянское  хозяйство  все  больше  связывалось  с   рынком, так  как  помещики  увеличивали  денежный  оброк  крестьянам,  им  приходилось  заниматься  ремеслом  и  промыслами  разного  рода, торговлей, продавая  изготовленные  изделия, продукцию  ремесла, домашнего  промысла на  рынке, чтобы  добыть  необходимые  денежные  средства.
Из  документов  следует, что  крестьяне, особенно  женщины  слободы  Никитовки,  «сверх  полевых  работ  упражнялись  в  рукоделии; прядут  лён, посконь, шерсть, ткут  холсты, сукна  для  своего  употребления  и  на  продажу;  собирают  на  крашение  своих  деревенских  рукоделий  травы  марену  и  дрок».1 
Из  вышесказанного  следует  вывод, что  постоянное  сокращение  наделов  крестьян  помещиками  привело  к  развитию  крестьянских  ремесленных  промыслов, а  отсюда, как  следствие, развитию  товарно-денежных отношений, расширению  торговых, экономических  связей  между  ближайшими  селениями  уезда  и  городами, появлению  ярмарок  и  базаров, увеличению  сословия  купечества  и  массовому  расслоению  крестьянства.
В  период   существования  Ливенского  уезда, который  был  учреждён в  1775  году  согласно  новому  административно-территориальному  делению  в  России, слобода  Никитовка  относилась  именно к  нему.  Об  этом  свидетельствует  материал  «О Ливенском  уезде»  из  «Описания  Воронежского наместничества  1785  г.»2 
К  этому  времени  Никитовка  полностью  зарекомендовала  себя  как  торговая  слобода  с  развитыми  промыслами, кустарным  производством.  Слобода  имела  два  базара, в  ней  бывало  девять  ярмарок:  «  1-я  в  Новый  год, 2-я  на  Стретение,  3-я  на  Вознесение, 4-я  на  Преображение, 5-я  в  день Сергиев, 6-я  в  день  Казмы  и  Димиана, 7-я  на  зачатия  Святыя  Анны -  продолжаются  два  дня, 8-я  средохрестная, 9-я  на  Фоминой  недели.  Сии  две  ярмонки  продолжаются  по  недели.  Приезжают  на  те  ярмонки  из   Курска, Воронежа, Белгорода  и  Харькова  купцы  и  суздальцы  с  красными, по  большей  части  мелкими  товарами  и  сукнами».3
1  См.:  Загоровский  В. Г. «Описание  Воронеж наместничества в 1875 г.» «Воронеж»  изд. у-та  82 г.  с. 106        2  См.:   Там  же,  с. 102 – 106.             3  См.:  Там  же ,  с. 105.
 Таким  образом, постепенное  развитие  производительных  сил, торговли, ремёсел  и  промыслов, товарно-денежных  отношений  свидетельствует  о  развитии  слободы  Никитовки, даже несмотря  на  усиление  кризиса  феодально-крепостнических  отношений  и  всей  системы  крепостничества  в  целом.
 
  Сооружение  храмов  в  слободе  Никитовке  и  формирование  церковного  землевладения.
 

Помимо  формирования  и  укрепления  помещичьего  землевладения  в  Белгородской  и  Воронежской  губерниях  появилось  большое  число  церквей  и  монастырей,  владевших  большим  количеством  пахотной  земли,  лесных  угодий,  сенокосных  угодий.  Но  в  разных  местах  земли  отводилось  неодинаковое  количество.  Церкви  первоначально  царским  пожалованиям  получили  под  двор  и  усадьбу.  Постепенно  церковные  служители  расширяли  свои   земельные  владения  путём  захватов  общинных  крестьянских  угодий,  покупок  и  за  счёт  помещичьих  дарений  на  «поминки».  Многие  церкви  Белгородской  губернии,  основанные  в  XVIII веке,  как,  например,  Архангельская  в  г. Валуйки,  Троицкая  в  с. Конопляновка,  Николаевская  в  с.  Ровеньки,  Дмитровская  в  слободе  Никитовка  и  др.  имели  земли  от  33  до  66  десятин.1
Дмитриевская  церковь  в  слободе  Никитовка  относится  к  числу  храмов,  возведённых  на  Руси  в  честь  святителя  Дмитрия  митрополита  Ростовского,  как  великого  святого  и  златоуста  земли  Русской.  Храм  был  сооружён  в  1766 г.  видимо  по  настоянию  князя  Н. Ю.  Трубецкого .  Сооружённый  в  южной  части  слободы,  он  существует  и  действует  и  в  наши  дни.
Храм  был  возведён  из  кирпича,  имеет  форму  креста  с  двумя  боковыми  выступами  в  честь  Казанской  иконы  Божьей  Матери  и  святителя  Митрофана  Воронежского.  На  колокольне  был  установлен  колокол  весом  500  пудов,  звон  которого  разносился  далеко  за  пределы  слободы.  Внутренний  вид  храма  представлял  собой  великолепную  картину:  яркий  уникальный  в  исполнении  иконостас  имел  несколько  ярусов  и  был  обрамлён  разноцветным  фарфором.  Настенная  и  купальная  живопись ,  представлявшая  собой  сцены  из  жития  святых,  не  имела  подобных  себе  аналогов.  Среди  икон  храма  присутствовали  работы  ручной  живописи  уникальной  ценности.  Данные  творения  ещё  хранились  до  периода  установления  советской  власти.  Но  к  сожалению,  в  данный  момент,  их  в  храме  не  существует.  Мы  так  и  не  знаем  имена  мастеров,  художников,  сооружавших  храм  в  честь  святого  Дмитрия  Ростовского  в  конце  60-х  годов  XVIII  века. 
 1 см: «Памятная книжка Воронежской губерни»,  1893 г., 2 отд..с. 97-1
 В  центре  слободы  Никитовки  в  конце  XVIII  века  был  возведен  еще  один  храм  в  честь  Покрова  Божьей  Матери,  уникальный  по  содержанию  и  красивый  во  внешнем  строении.
 Но  к  сожалению  храм  Покрова  Божьей  Матери  в  настоящее  время  не  существует,  т.к., по сведениям  очевидцев,  он  был  стерт  с  лица  земли  в  период  советской  власти  в  1931  году.  Но  жители  слободы  сохранили  память  и  предания  о  ранее  существовавшем  храме.  Те  люди,  которые  связывают  свою  судьбу  с  православной  верой  и  историей  храма,  ежегодно  сохраняют  традиции  празднования  престола  Покровского  храма  14  октября,  а  21  сентября – день  престола  Дмитриевского  храма.
Не  сохранилась  до  наших  дней  и  церковное  имущество,  и  книги,  церковная  утварь.  Все  это  имущество  храмов  было  уничтожено,  разграблено  и  подвергнуто  поруганию  в  период в  первые  годы  советской  власти.  Мы  так  же  не  имеем  сведений  о  первых  священниках,  служителях  двух  храмов  60-70-х  годов  XVIII  века.  К   счастью  из  сохранившихся  документов  ГАБО  фонда  «Валуйская  и  Ливенская  Нижняя   расправы»  имеются  сведения,  показывающие,  что  храмы  слободы  Никитовки  владели  не  только  церковными  землями,  но  и  крепостными  крестьянами,  которые  вместе  с  однодворцами  слободы  и  других  ближайших  селениях  активно  вступали  в  противоборство  с  лицами  духовного  звания,  особенно  в  тех  случаях,  когда  последние  защищали  интересы  дворянства.
Подводя  итог  первой  главы  необходимо  сказать,  что  появление  слободы  Никитовки,  как  и  других  слобод   от   уезда,  сыграло  немаловажную  роль   в  формировании  крупного  землевладения  помещиков (прежде  всего  князей  Трубецких)  и  духовенства.  Несмотря  на  условия  кризиса  феодально-крепостнической  системы,  в  слободе  Никитовке,  как  и  в  уезде,  развивались  производительные  силы,  торговля,  ремесло,  товарное  хозяйство.  В  итоге  Никитовка  зарекомендовала  себя  в  уезде  как  торговая,   промысловая  слобода.  Дворянское  помещичье   хозяйство  в  слободе  держалось  на  труде  крепостных  крестьян.  Поэтому  шел  усиленный  процесс  закрепощения  свободных  крестьян  помещиками  и  церковью.
Во  второй  половине  XVIII века,  особенно  усилившийся  крепостной  гнет  и  произвол  помещиков,  привел  к  обострению  социальных  противоречий  и  к  открытому  выступлению  крестьян  против  господствующего  класса.  К  этому  периоду  времени  происходил  процесс  зарождения  капиталистических  отношений  как  в  слободе,  так  и в   уезде  в  целом  и  по  всей  России,  что  явилось  следствием  бурного  развития,  совершенствования  производительных  сил  и  формирования  новых  производственных  отношений  между  господствующим  классом и  классом  рабочих.