Статистический отчет

по итогам работы музея

за 2006 - 2007 учебный  год

 

 

Количество поступивших экспонатов: 15.

 

Количество посетителей: 400

 

Количество экскурсий:  10

 

Количество выставок:  7

 

Количество массовых мероприятий:  11

 

Количество музейных уроков:  5

 

Количество экспедиций:

 

Количество публикаций:   5.

 

                       

 

Отчет

о  работе  актива  Совета  музея

за 2006-2007 учебный год

 

 

        Работа школьного музея – это большой помощник для  коллектива учителей школы в решении многих воспитательных и образовательных задач. Занятия краеведением в школе развивают у детей творческие способности, формируют у них интерес к разнообразным областям знаний, потребность во всё более глубоком познании окружающего мира.

      Участвуя в создании и деятельности музея Никитовской средней школы, педагоги и учащиеся, помимо решения задач совершенствования  методов обучения и воспитания, вносят неоценимый вклад в дело выявления, собирания, сохранения и использования объектов культурного, исторического наследия.

    Особенностью школьного музея является то, что образовательно-воспитательное влияние на учащихся наиболее эффективно проявляется в процессе их участия в осуществлении различных направлений музейной деятельности: поисково - иследовальской, этнографической, патриотическом. Так, например, участвуя в поисково-собирательской работе, учащиеся постоянно соприкасаются с историей края, родного села Никитовка независимо от того, какую тему они изучают. Краеведческий материал по истории возникновения, становления и развития села Никитовка широко используется учителями истории при изучении истории Отечества в 7,8,9 – 11 классах.

    Изучая недвижимые памятники истории, культуры, беседуя с участниками и очевидцами изучаемых событий, знакомясь с документальными, вещественными объектами наследия в музее, учащиеся получают более конкретные и образные представления по истории, культуре своего края, малой Родины. Таким образом, конкретизируются и расширяются знания и представления детей, почерпнутые при изучении школьного курса истории и обществоведения.

    Участие в поисково-собирательской работе, встреча с интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогают учащимся узнать не только историю, но и проблемы родного края, села изнутри, понять, как много сил и души вложили наши предки в экономику и культуру края. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений земляков, бережное отношение к историческому и культурному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству.

    Огромную роль в работе школьного музея играли действия поисково-исследовательской группы, целью которых являлся сбор этнографического материала – сельскохозяйственных орудий труда (косы, серпы, пряхи, ткацкий станок), предметов быта (скатерти, рушники, изделия из глины и дерева), лапти, светильные лампы, самовары, утюги.        Собранные материалы  были обработаны и оформлены  в экспозициях.

Участвуя в музейно-краеведческой работе актив Совета музея  познавал азы коллективной деятельности, руководить своим участком работы и отвечать за свои поступки и решения.

     На базе школьного музея проводились  уроки литературы с элементами краеведения. Стало уже традицией проводить Уроки мужества в рамках месячника военно-патриотического воспитания, который ежегодно проводится в феврале месяце. Методы и приемы изучения краеведческого материала на таких уроках самые разнообразные: беседы, рассказ учителя, творческие работы учащихся, экскурсии и т.д.

    В Совете школьного музея создана лекторская группа. Учебные лекции, встречи с ветеранами ВОВ, труда, проведение классных часов – это формы работы, которые она осуществляет.

Обновления экспозиций музея, обработка экспонатов, пропаганда собранных материалов помогают поддерживать и сохранять у ребят устойчивый интерес к краеведению. Работа в музее организуется силами краеведческого кружка под руководством учителя истории Долженко М.А.. Работа кружка осуществляется в соответствии с программой и планом работы. Программа включает в себя углубленное изучение истории края и села Никитовки и изучение конкретных тем: «Страницы прошлого. История возникновения и развития Усердского уезда», История возникновения и становления Бирюченского уезда», «История возникновения и развития села Никитовка (18-19 в.в.)», «Легендарные земляки», «Страницы истории Великой Отечественной войны края», «Страницы истории Никитовской средней школы имени А.С.Макаренко». Поисково-исследовательская работа по краеведению в рамках исторического кружка и Совета музея была направлена на поиск и исследование некоторых аспектов истории края, села Никитовка, школы. Результаты поисковых исследований кружковцев  и актива музея  обсуждались на итоговых занятиях.   В ходе поисково-исследовательской деятельности учащиеся овладевали следующими навыками: выбор и формулирование темы исследования, историографический анализ темы, поиск и сбор источников, их сопоставление и критика, составление научно-справочного аппарата, формулирование гипотез, предположений, идей, их проверка, оформление выводов исследования и выработка рекомендаций по использованию достигнутых результатов.                 В 2004-2005 году  участниками кружка и активом музея было проведено несколько поисковых исследований, результатом которых явилось написание научно-исследовательских работ: над темами  «История становления и развития пионерского движения в селе Никитовке» работала ученица Цыбуля Екатерина, ученица 11 класса,  ученица 10 класса Абрамкина Надежда изучила тему «Военные события 1942-1943 г.г. на территории края», Удодова Татьяна ученица 10 класса изучила и исследовала тему «Он прожил неполных 20 лет»… (о судьбе и боевом пути Отрешко В. В., выпускника Никитовской средней школы 1941 года).   Данные работы учащихся были представлены на районных смотрах – конкурсах творческих исследовательских работ.   Цыбуля Екатерина и Абрамкина Надежда стали победителями районного этапа конкурса и принимали участие в областном конкурсе.

    На базе музея были проведены экскурсоводческой группой следующие экскурсии:  «Быт и культура жителей села Никитовка конце 19 - в начале 20 в.», «Развитие ремесел в слободе Никитовке», «Русский народный костюм», «Этапы становления большого пути», «Родной школе – 100 лет», знакомство с новой экспозицией музея, посвящённой выдающемуся педагогу А. С. Мака-ренко и истории присвоения Никитовской средней школе его имени.