Занятия в музее

Занятия в музее

ЦЕЛЬ:

-         сформировать представление об истории зарождения и развития русских городов - крепостей: Верхососенск и Усерд;

-         познакомить учащихся со структурой городов-крепостей: Верхососенск и Усерд;

-         раскрыть основные категории населения городов-крепостей.

 

ПЛАН УРОКА: I. Белгородская оборонительная черта.

                            II.История зарождения и развития городов - крепостей: 

                               Верхососенск и Усёрд;                                                                                                                                                                                          

                             а. История возникновения города-крепости Усерд.

                             б. История возникновения города-крепости Верхососенск.

                             в. Состав и занятия населения городов-крепостей.

 

ОБОРУДОВАНИЕ: экспозиция  « Заселение края» (схематическая карта с изображением Белгородской черты; рисунки с изображением казаков, стрельцов, пушкарей, драгун, татар; макет города-крепости Усерд), план г. Усерда (1729г.), иллюстрация книги «Энциклопедия для детей (История России и ее ближайших соседей)», раздаточный материал.

 

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ: рассказ, беседа, объяснение.

 АУДИТОРИЯ: учащиеся начальных классов.

 МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: зал заселения края.

 I.                  Белгородская оборонительная черта.

 

Белгородская черта - это укрепленная линия на юге Русского государства, на путях вторжения крымских и ногайских татар. Созданная в середине XVII в., она включала в себя города-крепости, разнообразные инженерные сооружения из земли и дерева, а также естественные, природные препятствия для татарской конницы: леса, реки, болота.

Возведение 800-километровой Белгородской черты было большим событием в истории России XVII в. Труд многих тысяч русских людей, построивших замечательное для своего времени инженерное сооружение - Белгородскую черту, не пропал даром. Эта черта заслонила южные и центральные области России от грабительских набегов крымских татар, дала возможность освоить обширные территории плодородных земель, способствовала укреплению военного и экономического могущества России. Главная причина возведения Белгородской черты-набеги татар.

- Ребята, кто же такие татары?

Это представители монголоидной расы. Татары внешне резко отличались от русских, украинцев, поляков. Татары были вооружены саблею, луком и колчаном с 18 или 20 стрелами; на поясе висит нож, огниво для добывания огня, шило и веревки для вязания пленных. Стрелы их летят дугою, вдвое дальше ружейной пули. Они были умелыми наездниками, с каждым всадником обычно шли еще две свободные лошади. Переправа татар через реки проходила сразу на большом участке реки с пологими берегами. Татары складывали снаряжение и одежду на легкий плот, привязывали его к лошади и преодолевали реку вплавь, держась за гриву лошади.

Летом татары совершали набеги и крупными, и мелкими силами, зимние набеги были редким явлением, причем в зимний поход обязательно шло очень много татар. Во время крупных набегов в походах участвовали десятки тысяч татар. Придя в район, заселенный русскими или украинцами, татарское войско разделялось на отряды по нескольку сот человек, которые отделялись от главных сил поочередно. Эти отряды рассыпаются по деревням, окружают селения со всех четырех сторон и, чтобы не ускользнули жители, раскладывают по ночам большие

костры; потом грабят, жгут, режут сопротивляющихся, уводят не только мужчин, женщин с грудными младенцами, но и быков, коров, лошадей, овец. Главной целью любого татарского набега был захват добычи: пленных (полона) и скота, поэтому крупные татарские отряды обязательно стремились проникнуть в густонаселенные районы. Стремясь захватить, полон, а не территорию, татары избегали боевых столкновений, спешили уйти с добычей. Татары, как правило, не использовали полоняников в своем хозяйстве, а продавали «за море», главным образом в Турцию. Очень выгодно было татарам за полоняника получить выкуп, который иногда достигал нескольких сот рублей. Некоторых, наиболее ценных пленников татары увозили на конях, всех остальных гнали, как скот. Это был страшный, неприкрытый грабеж южных районов России. Чтобы предотвратить опустошительные набеги татар вглубь Руси. Решено было строить в русских степях

города-крепости.

Зал. История края с древнейших времен до XVII в. Раздел. Освоение края

 

 

Схематическая карта Белгородской черты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Рисунок с

изображением

татар.

 

 

II.История зарождения и развития городов- крепостей:

Верхососенск и Усерд.

а. История возникновения города-крепостиУсерд.

 

Усердский участок Белгородской черты шел по левому, северному берегу Тихой Сосны. Эта река была в XVII в. значительно более полноводной, чем сейчас. Во многих местах ее окружали леса, болота, заросли камыша. Искусственные сооружения укрепленной линии здесь дополнялись естественными.

 Усерд был построен в 1637г. Крепость была сделана добротно и существовала до конца XVIII в. В плане форма крепости напоминала круг.

-         Как выглядел город-крепость?

 Крепость имела 9 башен, из них 3-проезжие. В башнях имелись караульные вышки и бойницы. В них посменно нес службу наряд служилых людей. Около городских стен был выкопан ров, за которым поставлен частокол. Из крепости к реке был прорыт подземный ход-тайник. В тайнике имелся колодец с питьевой водой. Внутри крепости были построены церковь, погреб для хранения пороха, свинца, ядер. Имелись амбары для продовольствия. В крепости была также тюрьма. На главной караульной вышке находился колокол, в который звонили во время приближающийся опасности. В городе находились воеводский двор, два двора соборных попов, лавки и другие хозяйственные строения, а также помещения для жилья, стрельцов, казаков, пушкарей. Гарнизон крепости располагал 5 пушками. Через р. Тихую Сосну был наведен мост. Постепенно служилые люди стали переселяться на места у р. Тихой Сосны и создавать новые поселения. Одним из них стал г. Бирюч

Схематическая карта Белгородской черты.

 

 

 

 

План г. Усерда (1729г.).

 

 

Макет города-крепости Усерд.

 

 

б. История возникновения города-крепости Верхососенск.

 

Верхососенский участок Белгородской черты начинался западнее речки Сосенки, примерно на стыке современных Новооскольского и Красногвардейского районов.

Верхососенск получил название по Верхососенскому лесу. Он был построен в 1647г. и заселялся с большим трудом. Четырехугольный в плане, он был расположен на возвышенности, позади земляного вала. Город имел 5 башен, из которых 2- с проезжими воротами, которые именовались Царевские и Водяные ворота. Гарнизон располагал 5 железными 3 медными пушками. Внутри крепости были построены съезжая изба, воеводский двор, помещения для жилья служилых людей. Имелся в городе погреб и колодец. С трех сторон города был выкопан ров, за которым возвышался частокол. С четвертой стороны города напротив Водяных ворот находился пруд.

Вокруг города-крепости Верхососенск образовывались поселения. Основные типы селений в Верхососеском уезде в XVII в. составляли деревни и села. Наиболее крупным из крестьянских поселений было село. Села основывались землевладельцами. Здесь находился господский двор, где жил хозяин, или его ключник. Барские хоромы вместе с церковью обычно располагались в центре села. Наиболее древнее упоминание с названием населенного пункта Верхососенского уезда - деревня Расховецкая( 1667г.), села Прилепы( 1672г.), Боровое (1677г.), Плюхино (1687г.).

 

Схематическая карта Белгородской черты.

 

 

в. Состав и занятия населения городов-крепостей.

 

Ребята, вы узнали, как возникали города-крепости. Теперь мы поговорим о тех людях, которые там жили и несли службу.

Новые города нуждались в жителях. Ими, в основном, становились служилые люди, т.е. несущие

государственную службу, обычно военную. Воеводам городов от имени царя высылались указы об организации смотра служилых людей. Смысл смотра заключался в необходимости выбора самых достойных, способных воплотить в жизнь замыслы царя -исследовать плодородные земли, прекратить вылазки татар и набеги на центральные области России. Выбор кандидатов на переселение основывался на нескольких критериях. Они должны были иметь крепкое семейное положение, т. е. женатыми, с многочисленной родней, состоящей из братьев, зятьев со своими семьями. Занимать определенное социальное положение: нести службу, иметь стабильное материальное положение и обладать трудовыми навыками: уметь пахать землю, воздвигать строения. Перемещение больших масс населения на новое место осуществлялось со всеми своими пожитками, семьями и родственниками.

Первоначально намечалось набирать на службу в новые города детей боярских и казаков. Выбирали крепкие дворы во главе с толковыми хозяевами с многочисленным потомством. Вы только представьте переезд целой семьи в наше время со всеми вещами и домочадцами, а уж в XVII в. с его дорогами и вообразить трудно - дети кричат, стада скота, да и другая живность ревет. Все требуют ухода и кормления, а дорога дальняя с неожиданными наездами на обоз лихих и воинских людей. Процесс переселения оказался тяжелым испытанием для семей служилых людей.

Принцип расселения служилых людей определялся по роду их службы. Стрельцов из разных городов селили в одном месте - в стрелецкой слободе (с. Стрелецкое), пушкарей - в пушкарской (с. Малобыково), казаков - в городе или казацкой слободе (с. Казацкое). Как только служилый поступал на службу, его сразу же называли стрельцом или казаком по тому городу, где он служил, а не откуда переселился: «верхососенский стрелец Федька Недопекин».

За свою службу они получали жалование деньгами, хлебом, землей.

Ребята, теперь вы знаете кто такие служилые люди. Сейчас мы подробно разберем кто такие казаки, стрельцы, пушкари, драгуны.

- Кто такие стрельцы?

Стрельцы несли пешую гарнизонную службу в пределах

города - крепости. Стрелецкие войска имели на вооружении огнестрельное и холодное оружие. Являясь городскими жителями, стрельцы в большей степени, чем другие служилые люди, занимались ремеслами и торговлей. Подобно казакам, стрельцы имели свое управление.

-                 Кто такие пушкари?

Пушкари обслуживали крупнокалиберную крепостную артиллерию (пушки). Пушкари, помимо основной службы, занимались ремеслом и торговлей, но их роль в хозяйственной жизни не велика просто потому, что пушкарей немного. Большого количества пушкарей не требовалось, так как каждый пушкарь обслуживал одно орудие.

-                  Кто такие драгуны?

Воины или офицеры кавалерии, способные воевали в пешем строю. На вооружении имели в разное время шпаги, сабли, шашки, пистолеты. В некоторых городах России действовали драгунские полицейские команды. Драгуны занимались земледелием и животноводством. Выращивали рожь, овес, гречиху, просо.

-                  Кто такие казаки?

Никто точно не знает, откуда пошло само слово «казак». Большинство ученых считают, что «казак» означает «вольный человек». Другие считают, что «казак» - «защитник границы». Именовались они по названию реки, где жили -донскими, донецкими, оскольскими казаками. Казаки несли гарнизонную и пограничную службу. Имели своего выборного атамана. Очень ответственной считалась станичная служба. Далеко в степь выезжали дозорные конные отряды, что разведать местность и обнаружить врага. Казаки выполняли обычно службу вне города: стояли на сторожах, сопровождали послов и гонцов, выезжали в дозор. Занимались казаки земледелием, животноводством и торговлей. Мирное течение жизни постоянно прерывалось военными действиями со стороны крымских татар. Непередаваемой болью и драматизмом наполнены древние документы, описывающие эти события. Один из них был составлен воеводой г. Усерда Максимом Селивановым, как отчет о нашествии татар царю Федору Алексеевичу 16 июля 1677г. В нем он сообщал следующее: «...Тотаровя июля в 17м числе в 1-м часу дни со взятым полоном и с конскими и з животинными стадами учели перебиратца из валовых крепостей. И он, де, Семен с усердны -служилыми людьми перебрався за верхососенские крепости за вал.

И отошов от верхососенского и новооскольского валу в степь верст за двадцать меж валуйского лесу и сосенских верхов, и взяв у них перелаз, в урочище в Дубраве Сенкине пересек их тотарский ход. Того ж числа в 13 часу дни те воинские люди тотаровя с поланом и з животинными стадами в то урочища пришли...И с ними татары был бой в том урочище с полудня до вечера покамест смерклось...И на том, де, бою их воинских людей татар побили до смерти и переранили многих людей и лошадей. А побить тотар к себе оне усердия в табор у него семь человек, а у них, де, у усерден убит до смерти адин человек, да одиннадцать человек ранили. И с таго, де, боя те воинские люди пашли от них в час ночи...». За усердную службу и успешное отражение татарского набега воевода получает от царя похвальную грамоту, в которой было дано указание поощрить служилых людей - раненых и особо отличившихся в боях. Текст этой грамоты следующий: «Августа в 27м числе 1677году писал ты к нам, великому Государю о приходе воинских людей татар в усердский уезд, и что ты сусердяны с служилыми людьи у тех воинских людей взятые под Усердом городские два стада отбили и из уезду их выбили...И мы, Великий Государь, за то тебя иусердян служилых людей, которые...на бою были, жалуем Милостиво похваляем...А которыеусердьския служилые люди на речке Сосенке и в Сенкине Дубраве ранены, и тем раненым дать нашего Государева жалованья ис кабацких и ис таможенных доходов, а за тяжелые раны по 2рубли...».

В результате был составлен список раненых во время героического отпора, оказанного служилыми людьми из Усерда крымскому хану. Вот лишь некоторые из них: Дети боярские

1.     Иев Васильев Псарев, ранен из лука в обе ноги, ниже поясницы и выше колена, правая нога всквозь ходит, худа. Дано Государева жалования два рубля.

2.      2. Станичник Микифор Трофимов Рыжев, ранен из

лука в голову, в висок подле уха. И от той раны

ныне ослеп. Дано Государева жалования два рубля.

Стрельцы

З.Василей Андреев, ранен ис пищали в правое

плечо, другая рана в тое ж руку ниже локтя, раны

тежелы. Дано Государева жалования два рубля.

4.Микула Ерофеев, ране ис лука, пробит левый бок,

рана легка. Дано Государева жалования рубль.

Казаки

5.Яков Токарев, ранен из лука против костреца

выше луна, другая рана ис пищали в правую ногу,

раны тежелы. Дано Государева жалования два

рубля.

6.Федор Колачников, ранен ис лука в правую ногу

ниже колена, рана легка. Дано Государева

жалования рубль.

Ребята, склоним голову перед этими людьми,

которые вместе с нашими предками, не щадя жизни

своей, в трудные времена вставали на защиту своей

Родины.

Закрепление урока: комментарии слайдов делают

ученики с помощью учителя.

Домашнее задание:

На выбор учащиеся составляют изображение стрельца,

казака, пушкаря, драгуна, татарина. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок с

изображением

стрельца.

 

 

 

 

 

Рисунок с

изображением

пушкаря.

 

 

 

 

 

Рисунок с

изображением

драгуна.

 

 

 

 

Рисунок с

изображением

казака.

 

 Цели:

-         познакомить учащихся с условиями жизни основных сословий Российской империи на основе исторических экспонатов, имеющихся в экспозиции и фондах районного краеведческого музея;

 -         показать краеведческий элемент как основу восприятия культуры России

Опрос:

1.Назовите век, который мы изучаем по истории России? (19 в.)

2.Дайте полное название страны. ( Российская империя)

3 Что собой представляло административное устройство Российского

государства? ( империя, губернии, уезды, волости, селения)

4.Назовите почтовый адрес нашего населенного пункта в 19 веке. (Российская империя, Воронежская губерния, Бирюченский уезд, г. Бирюч.)

План.

1.  Основные сословия Бирюченского уезда.

2.  Жилище

3.  Одежда и обувь.

4.  Пища и утварь.

5.Семья, быт и нравы.

 Оборудование и экспонаты:

- раздел    экспозиции «Крестьянский и ремесленный быт города Бирюча»;

- фото дома купца Поколодина;

- фото города Бирюча;

- карта г. Бирюча 1880 г.;

- строительные элементы дома Поколодина (гвозди, штукатурка, утеплительный материал)

- выставка книг «Бирюч вчера, сегодня, завтра»

 ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

 ОСНОВНЫЕ СОСЛОВИЯ БИРЮЧЕНСКОГО УЕЗДА

         Ведущий: Большую часть основного населения губернии в начале 18 века составляли служилые люди, которые по-прежнему пользовались преимуществами, т. к. продолжали нести тяжелую служебную повинность, обороняя южные и юго-восточные окраины Российского государства. С развитием сельскохозяйственного производства усилилась власть помещиков, возрастали крепостнические обязанности крестьянства и угнетение их со стороны помещиков, росло дворянское сословие.

         В 16-17 столетиях столичные дворяне мало, чем отличались от служилого сословия. Они выделяли из своей среды переселенцев, постепенно заселяя Белгородский край; они вместе с низшими служилыми людьми стояли на охране юго-западных рубежей России от Латвии и Польши, крымских и ногайских татар, калмыков и воровских казаков.

         Понятие «дворяне» и «дети боярские» на Руси вплоть до 18 века было синонимом понятия «воин». Пограничное дворянство постоянно вступало и в активную борьбу с врагами, сражаясь в качестве отдельных отрядов передовой конницы. Они были главной и лучшей военной силой городов нашего края, какой только мог располагать царский воевода. Кроме того, дворянство на Белгородской оборонительной черте принимало непосредственное участие в создании городских укреплений. Стены, рвы, остроги, валы - все строилось по их советам и указаниям. Они не гнушались и тяжелой земляной работы, коли в том была надобность. Они являли собой и военных инженеров, и военных строителей, и смелых воинов. Дворянство Белгородско-Курского края действовало на исторической сцене Росии 16-18 веков и как пионеры-первопроходцы, осваивавшие лесостепные пустынные земли, заселяя их своими крестьянами. Они приносили сюда и ростки новой культуры и традиции Московской Руси.

         Но к середине 18 века дворяне все больше освобождались от обязанностей, продолжали пользоваться прежними преимуществами и получали много новых. Уже во второй половине 18 века дворянское сословие становится самым привилегированным, занимая руководящие посты во всех уездных управлениях, сосредотачивая в своих руках значительную часть капитала и результатов крепостнического труда.

Иной была жизнь податного населения - однодворцев, крепостных крестьян, малороссиян. Помимо того, что не было единства у этого общежития, всего более стремились обособиться от крепостного сословия однодворцы. Однако все они, прибыв из различных уголков России, помимо имеющихся традиций у местного славянского населения, вносили свои обычаи, нравы, культуру, быт. Западная и южная часть губернии, заселенная черкесами, вносили свои особенные самобытные черты в местную культуру. Центральная и восточная часть губернии, более заселенная и обжитая выходцами из-под Московии и Воронежского края, способствовала смешению народностей и привносила новые особенности в жизненный уклад населения Курского края.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    ЖИЛИЩЕ.

Ведущий: Все жилые и вспомогательные помещения в основном были деревянными. Крайне редкими были кирпичные строения, за исключением немногих церквей, отдельных административных зданий, складов, торговых рядов, которые стали появляться во второй половине 18 века. Основным строительным материалом было дерево, в строительной технологии господствовал сруб. В черкасских слободах строительство жилья осуществлялось по принесенной украинской технологии: каркасная, каркасно-срубная, заплетная. Стены жилых домов при этой технике ставились из плетня с глиняной обмазкой. Плетень мог быть одинарный или двойной, а в жидкий глиняный раствор доставляли рубленую солому и навоз. Каркасные или каркасно-срубные постройки также оштукатуривали глиняным раствором, а затем покрывали меловой побелкой. Такое жилье преобладало во многих уездах.

При строительстве хозяйственных построек, подсобных помещений, оград использовалась заплетная техника. Столбы с пазами вертикально вкапывались в землю на определенное расстояние, в пазы между столбами горизонтально вкладывались бревна. Отдельно закапывались вплотную у поставленных стен на определенном расстоянии столбы, в верхней части которых делалась обшивка их из дерева -кругляка, на которую укреплялись стропила для крыши. Она была двускатная или четырехскатная. Кровля осуществлялась тесом, применяла луб, а в качестве водостойкой прослойки применяли бересту, которую варили до тех пор, пока она не становилась прочной и эластичной. С 30-х годов стала появляться соломенная кровля, при сооружении которой добавляли глину как связующий и изолирующий материал. Выполнение этих работ требовало большого мастерства. Соломенная крыша обходилась дорого, так как озимая и яровая солома использовалась для скармливания домашнему скоту. Поэтому в поселениях при реках и болотах чаще стали использовать камышовое покрытие; такую кровлю использовали также в городских поселениях и пригородных слободах.

          Жилые дома, как правило, строились одноэтажными, и только у зажиточного сословия - двухэтажные. В городах нижний этаж дома занимали лавки. Все чаще стали устраивать потолки или специальные подшивки. Полы были земляными, иногда с глиняной подмазкой. По большим праздникам их мыли, в летнее время застилали свежескошенной травой, а в остальные дни застилали соломой. На фасадной стороне дома имелись небольших размеров косящие окна, а к 80-м годам столетия - оконные коробки и подоконники.

         Жилые дома помещиков обычно были оштукатурены, отделывались под камень, с колоннами, часто двухэтажные, с многочисленными перегородками для отдельных комнат и залов. В сельской местности преобладало трехкамерная поземная постройка- это белая изба, черная изба и сени. Вход через крыльцо и сени, в которых часто строились кладовка для хозяйственных нужд. Из сеней вход в светлицу с одной стороны ив черную избу с другой, где в углу, ближе к двери, располагалась печь, которая ставилась с дымником. Черная изба также имела возле двери русскую духовую печь, которую часто топили по-черному, здесь готовили пищу, мужчины занимались ремеслом, женщины ткали пряжу, шерсть, холст; в зимние месяцы здесь держалась скотина-молодняк.

         К концу столетия зажиточное сословие и однодворцы закупали строительный лес, из отесанных бревен собирали на месте хату пятистенку, размечали и доставляли на дворовую усадьбу и вновь собирали. Чтобы жилье было теплым, между бревен укладывали мох или конопляную паклю. Крыши домов, как правило, украшались резной головою коня или птицы, а также делались всевозможные резные и лепные поделки, а чтобы жилье было более красивым — окна и ставни обивались резными деревянными поделками. Усадьбу украшали ворота с притвором и калиткой, деревянная тыновая или плетневая «огорожа». А во дворе размещались хозяйственные постройки: амбары, овины, сараи с закромами, овчарни, конюшни, омшаники, закрома, погреб с выходом, часто баня с предбанником и ледник. Ко двору усадьбы, как Правило, примыкали огороды, сады, а у некоторых помещиков и дворян пруды.

Городские и сельские жилища во многом сохраняли свою традиционность, восходящую к глубокой древности. Однако, к концу столетия, наряду с традиционностью, появились и некоторые особенности в использовании внутреннего жилого помещения, организации оборудования, интерьера. Мебель по-прежнему большей частью была неподвижная — вдоль стен устанавливались широкие лавки, стол под образами в красном углу, для посуды малые полки. А в городе все чаще стали появляться шкафы и шкафчики для посуды. У помещиков, дворян, богатых однодворцев появились дорогие железные европейские кровати с серебряными украшениями, чайные с живописью ларчики, погребец со штофами и т. д.

 ОДЕЖДА И ОБУВЬ

Ведущий: Проводимые в начале ХУШ века Петром 1 реформы повлияли и на бытовые условия россиян. Неотъемлемой частью туалета высших слоев общества, в том числе и местного дворянства, стал европейский костюм. Со второй половины ХУШ века немецкое влияние сменилось другим — французским. В Белгородско-Курском крае обязательная военная или гражданская одежда, которую носили дворяне, требовала соблюдения европейских вкусов, моды и манер.

         Мужской костюм дворянского сословия состоял из коротких чуть ниже колен, штанов кюлотов, чулок и башмаков на высоких каблуках или сапог с высокими ботфортами. Широкий кафтанообразный жюштолер, с узкой нарядной вестей под ним. Позднее появился сюртук с жабо или галстуком, белая рубашка из английского тонкого полотна. На голове носили пышный парик-кудри, а с середины столетия — с косою и буклями (кудреватой прядью волос), шляпа с плюмажем (перяная опушка на шляпе).В домашних условиях мужчины носили шлафорен (халат, спальная одежда). В весенне-осеннее время года и в непогоду поверх костюма надевали различного покроя и материала плащи, а зимой— русскую шубу и шапку. Для торжественных приемов и балов в конце столетия стали носить неглиже-фрак без украшений, короткий жилет, короткие "штаны, чулки и башмаки. Престиж военной формы и форменной одежды гражданских лиц по-прежнему был велик и сохранялся в последующие десятилетия. Был введен единый статский мундир, а для его разнообразия и отличия рода службы и ранга владельца вводились разного цвета обшлаги. Мужчины в праздничные дни надевали льняные, с цветными вставками (листовицами) и с вышивкой рубашки; в будни носили посконные белые рубашки, которые подпоясывали кушаком -пояскою или ремешком из сыромяжной кожи. Верхняя одежда была представлена сермяжным зипуном (белое, серое, бурое, черное крестьянское некрашенное сукно), нагольные или крытые сукном тулупы, суконным серым армяком, кафтаном на ногах сапоги, а в будни — лапти. В женской одежде среди зажиточного сословия во всей губернии основу женского костюма составлял корсаж, каркас -фижма и сверху широкое глубоко декольтированное платье, высокий парик, и, как правило, на высоких каблуках обувь. В 80-е годы каркас и фижма заменились лифом, появился кафтан и юбка, шелковые и бумажные чулки, из обуви получили распространение туфли 1и черевички с золотыми, серебряными и хрустальными «пришинами».

         Из верхней одежды — старые епанчи, новые мантилий разного материала подшитые мехом, кожаные и шелковые перчатки, разнообразны веера; из головных уборов — чепчик, шляпка, косынки. Однако, это было доступно только крупным помещикам, дворянам, купечеству. Для подавляющего большинства женского населения в ходу была традиционная русская одежда и одежда малороссов домашнего изготовления.. Верхнюю женскую одежду по-прежнему составляли сарафан и длинная рубашка, а в конце столетия появились кофта и юбка, душегрея, епанч (безрукавая шубейка, накидочка), шушун, женский прямой длинный кафтан, полушубок. Из обуви преобладали лыковые лапти с онучами и черевички, во многих поселениях носили веревочные лапти-чуни; во многих уездах широкое распространение получила валяльная обувь — валенки-катанки и валяные укороченные (без голенищ) сапоги-шоптанки (теплый вид обуви). Из головных уборов модными были суконные различной расцветки шляпки. Женские головные уборы полностью закрывали волосы — это кичка (головной убор с рогами), сорока (род кички, на челе пониже, а с боков повыше), кокошник (головной убор с высоким передом). Обязательной добавкой к головному убору женщин, находящихся вне дома, был платок.

         Головные уборы у девушек по-прежнему отличались от женских тем, что не полностью закрывали волосы, вершина оставалась открытой. Они были в виде перевязки из материи, обшиты разноцветной тканью, обручами из луба, украшались бисером, жемчугом, вышивкой. Из украшений пользовались известностью перстень с камушком, жемчужные ожерелья, жемчужные браслеты, часы с золотой цепочкой, золотые, серебряные нательные кресты, золотые сережки и многое др.

                                                                      ПИЩА И УТВАРЬ

Ведущий: В Белгородско-Курском крае пища была разнообразной, особенно в урожайные годы. Хлеб в доме был «всему голова». В основном хлеб пекли из ржаной муки и, в зависимости от ее качества, он был сытным. По большим «годовым и престольным» праздникам на столах появлялся белый крупчатый хлеб из пшеничной муки. В неурожайные годы хлеба не хватало и пекли его с добавками ячменя, овса, мякины, трав, желудей. Во всех уездах любили блины, особенно на масленицу и к храмовым праздникам. Их пекли из пресного теста, гречневой муки, а к столу подавали с маслом, творогом, сметаной, конопляным маслом и солью. Пекли пироги с разнообразной начинкой, а по праздникам, во время свадеб, похорон, поминок пекли специально ржаные хлеба, пироги без начинки, смазанные сверху свежим салом или коровьим маслом, а в постные дни толченым конопляным семенем.

         Летом у поселян основным продуктом были щи из свежей капусты и свеклы, пироги с грибами, гречневые вареники, свежие огурцы, рыба, раки, лук, чеснок, редька, лесные ягоды, грибы, орехи. Часто на столе были тюря (самая простая еда: хлеб или сухари, корки, покрошенные в воде с солью), кулеш, уха, каша гречневая или пшенная с молоком. В скоромные дни, в зависимости от достатка, были и мясные продукты: баранина, молодой поросенок, жареный гусь, куры, вареное мясо, яичница с салом. Зимой основным продуктом была кислая капуста, отварной горох, щи из квашеной капусты, соленые огурцы, квас, хрен, лук, редька с солью, репа вареная, моченая и сырая, каша гречневая с конопляным маслом, свежие, моченые, сушеные яблоки, сливы. К рациону прибавку давала охота на зайцев, куропаток, дроф, гусей и уток.

         К праздникам готовили пиво, брагу, медоуху, медово-ягодные морсы, квас, изготовляли вино. Дворяне и помещики пили кофе, шоколад и ставший излюбленным напитком для горожан чай; во второй половине столетия появился самовар, глиняные чашки и блюдца.

Посуда преобладала деревянная и керамическая, в употреблении таюке была металлическая и стеклянная. Зажиточное сословие приобретало фарфоровые чайные и столовые сервизы, серебряные приборы. У крестьян посуда и утварь были в основном деревянными: бочки, кадки, лари, короба, сундуки, малые бочонки, ковши, корыта, ведра, миски, ложки, разливные ложки (ополовник). Много было в обиходе керамической посуды: горшки, чашки, кружки, миски. Преобладали в основном железные сковородки, ополовники, ковши, кубки, миски, тарелки, чарки и т. д.

 СЕМЬЯ. БЫТ И НРАВЫ, ОБЫЧАИ.

Ведущий: Для населения Белгородской губернии ХУ1Н век был периодом, когда семья, как и общество этого времени, носили патриархальный характер. Предпочтение отдавалось мужчине и старшему по возрасту. Быт и нравы того далекого времени дают картину устойчивой сферы этнического своеобразия. Сложившиеся порядки повседневной жизни соблюдались строго и, передаваемые из поколения в поколение, сохраняли многие традиции, обряды и пережитки. Неограниченной властью среди домочадцев пользовался глава семьи. Его приказы выполнялись беспрекословно, обязанности распределялись по половозрастным группам, в разделении труда также сохранялись обычаи -  сугубо мужские и сугубо женские. В Белгородско-Курском крае семья не была многочисленная, в среднем из 7—8 человек, но были семьи до 14 и даже свыше 20 человек. Как правило, неизбежными были разделы каждого двора, надельной земли и имущества. А престарелые родители обязательно указывали в завещании, с кем из сыновей они предпочитают доживать свой век».

         Получали свое развитие родственные связи, вытекающие из самой семьи, а также дружеские связи, «кумовство и сватовство», возникавшие в процессе совместного проживания и независимые от родства. Общие интересы, взаимопомощь между соседями способствовали росту духовного общения, совместному проведению праздников, обмену информацией, дальнейшему развитию народных традиций.

        Времена года, сельскохозяйственные работы, церковно-христианские праздники способствовали проведению ритуалов, празднеств, обычаев, обрядов, вобравших в себя быт, нравы и опыт многих поколений поселян Белгородско-Курского края с переплетением давних народных традиций далеких предков.

Предновогодние и новогодние праздники -  сочельник, Рождество, Василии вечер, Новый год, Крещение были особо почитаемыми. В этот период повсеместно устраивали гадания, колядки, шествие ряженых, катание на лошадях, массовые гулянья. Наиболее яркими из весенних праздников были масленица, Пасха, Троицын день, В эти дни помимо традиционных религиозных обрядов устраивались массовые гулянья, приготовление и употребление обрядовой пищи, украшение жилища растительностью, плетение венков, гадание девушек на замужество и многих других обрядов и увеселительных мероприятий.

         Из летних праздников выделялся июльский -  7 июля -  Рождество Иоанна Крестителя -  праздник летнего солнцестояния, веселый, нарядный, с хороводами, купанием и гаданием -  праздник Ивана Купалы, или Иванова дня. В нем соединились в народном сознании древние языческие представления о животворящей силе природы, очистительной силе воды и огня и о крещении водой Иисуса Христа Иоанном Предтечей. Этот праздник наши предки считали началом лета, когда солнце поворачивало на зиму, а лето на жары.

         По-разному объясняют исследователи имя Купалы. Одни -  от глагола «купать» -  погружать в воду, другие -  от слова «вкуте» -  вместе, подразумевая под именем Купалы древнеславянское языческое божество любви, плодородия, соединяющее людей вместе. В русском народе из далеких времен идет обычай (к сожалению, уже забытый сейчас), когда на Иванов день юноши и девицы собирались вместе на берегах рек, озер на веселые игрища. Они плели венки из цветов и трав, украшали ими головы, а также употребляли сплетенные гирлянды в качестве поясов. Нарядившись, они водили хороводы, символизировавшие круг солнца, пели соответствующие песни, плясали. Разжигали затем костры и

прыгали через них.

         В народе считали, что купание в реке на зорьке в Иванов день дарует

человеку здоровье и силу. Целебная сила приписывалась также ивановской

утренней росе. Ее собирали на полях с помощью чистой скатерти, когда она

пропитается утренней росой, ее отжимают, и этой росой умывают лицо и

руки, а в некоторых районах кропят кровати и стены дома, чтобы не было

клопов и других насекомых. Существовал также обычай обливать водой на Иванов день всякого встречного. На Иванов день собирают травы, коренья. При этом в народе существовали

строгие правила, когда, какую траву надлежит рвать: утром, днем, ночью и какие при этом употреблять заклятия. Для того, чтобы избавиться от бед, собирали крапиву, шиповник и их пучки сжигали. Пучки крапивы клали на подоконниках для защиты от ведьм. Верили, что в ночь накануне Ивана Купалы по белому свету разгуливает всякая нечисть - черти, ведьмы, лешие и т. д. Народ считал, что травы, собранные на Ивана Купалу, обладают чудодейственной силой. Так, собранная белая кувшинка -  «одолень-трава» - спасет от беды. Сорванные до восхода солнца цветы иван-да-марьи - защищают от воров. От многих болезней помогает уголь, найденный под корнем чернобыльника, сорванного в эту ночь втайне от других людей.

 ЗАКРЕПЛЕНИЕ:

1.Назовите основные сословия города Бирюча. Чем объяснить их формирование?

2.Назовите основные виды жилищ и технологии постройки, материал. 3.Перечислите основные виды одежды жителей города Бирюча? 4.Охаракиеризуйте быт того времени.

5.Чем объясняется многочисленность семей?

 Домашнее задание:

Мини-отчет по итогам музейного урока «Быт и обычаи края в 18-19 веках».